Поти в прошлом и былом


Происхождение города в мифах и легендах древней Греции

Поти — древнейший город черноморского побережья Грузии. Расположен на побережье Чёрного моря, в колхидской низменности.
Этимология топонима — Поти — окончательно не выяснена, хотя в эллинских источниках упоминается приморский город Потидея (град Посейдона), основанный в Македонии коринфянами. Во время Пелопонесских войн афиняне захватили Потидею, но в 356г. до н.э. Филипп Македонский отвоевал её. Город был предан разрушению. Однако, в царствовании Кассандра (царь Македонии, 309-297 до н.э.) он был восстановлен, увековечен и назван его именем (Кассандрия) и считался примечательнейшей из гаваней всей Македонии.
Ныне, в Македонии (северная Греция), на полуострове Кассандра находится приморский город, сохранивший своё древнее название Потидея (Ποτίδαια).
Известно, что Греки называли основанные ими на чужбине города именами городов, стоявших на их родной земле. Неизвестно, чем это было вызвано, то ли схожестью рельефа, то ли ностальгией.
Исходя из этого, не исключено, что возраст города уходит в те далёкие незапамятные времена до нашей эры, и город Поти когда-то именовался как Потидея.
Древнегреческий философ Плутарх повествует: дочь Океаноса и Фетисы — Окироя произвела на свет Фасиса — сына Гелиоса. И вот, однажды в злой час уличил Фасис свою мать в прелюбодеянии и убил её. А когда подступились к нему мстительницы Эринии, обездоленный Фасис кинулся в реку Актурос, и стала зваться река Фасисом.
Древнегреческий географ Страбон пишет «На реке Фасис стоит город, он тоже Фасис, и окружает его озеро, море и река... Стремительна она и бурлива. Несётся, бежит по Колхиде извилиста очень, а потому перекинуто через неё в разных местах 120 мостов, - полноводная и судоходная она соединяется с Понтом». В переводе с Греческого Фасис означает «фаза». Отсюда и название красивейшей птицы «Фазан» по преданию похищенной греками вместе с золотым руном. У себя на родине греки развели её и с той древнейшей поры обитает она по всей Европе.
Мифологический город Фасис в Колхиде по многим данным совпадает с Поти.
Античные авторы отмечают, что в городе Фасис жили люди около шестидесяти племён. На торговых площадках сходились многочисленные купцы из далёких заморских стран.
В VII-V веках до н.э. на восточных и северных побережьях уже гостеприимного Понта (эвксинос Понтос) появились греки из Милета. Они строили опорные пункты своей торговли не только в Фасисе, но и в Диоскурии (нынешний Сухуми), Херсонесс, Иетр, Каллатис и др., основанных ещё во времена Александра Македонского, и объявленных в своё время свободными и независимыми.
В IV веке нашей эры в Фасисе была создана риторико-философская школа, считавшаяся одним из крупных международных культурно-просветительных центров. В этом городе получил образование известный греческий философ и ритор Фемистий, по свиделельству которого, отец его, Евгений «постиг мудрость именно здесь, в Фасисе».
А уже в VI веке Фасис становится мощным торговым и культурным центром. Подтверждением тому — подпись и епископа фасисского в числе подписей четырёх других представителей всегрузинской православной церкви под постановлениями пятого Вселенского собора (530г.).
В исторических источниках VII века город уже упоминается под названием Поти. Однако, несмотря на это, под актами Вселенского духовного собора в 787 г. есть и такая подпись: Христофорос — епископ Фасиси, Трапезунда.
В последующие столетия, до нашествия монголо-татар, Фасис именуется Поти и считается торговым и портовым центром, поддерживающим интенсивные связи с городами Византии и Крыма.

Османское владычество. Историческая роль России в судьбе Грузии

В 1578г. воспользовавшись нескончаемыми междоусобными войнами, на вконец ослабленное государство нападают турки. Этот год можно считать годом начала турецкого господства в Грузии, которое длилось два с половиной века. Захватив город Поти турки назвали его Кала-Паша и возвели в нём крепость.
В 1640г. владетельный князь Мингрелии Леван Второй (Дадиани) освобождает Поти от турок, разрушает крепость. Но вскоре турки вновь вернули город, построили новую крепость и превратили некогда прославленный центр в перевалочный пункт для живого товара. Отсюда в Османскую империю увозили тысячами пленённых грузин для продажи на невольничьих рынках Истанбула (Константинополь), Каира, Александрии и других мусульманских городов.
И без того экономически отсталое государство, к тому же феодально раздробленное по карликовым государственным образованиям, - под игом турецкого владычества приходит в полный упадок.
21 декабря 1782 года Картли-Кахетинский царь Ираклий II обращается к императрице России Екатерине ΙΙ с просьбой принять Грузию под покровительство России. 24 июля 1783г. в крепости Георгиевка (Северный Кавказ) был заключён русско-грузинский «Дружественный Договор», известный под названием «Георгиевский Трактат». Ираклий ΙΙ принёс присягу на верность России.
В 1795г. Персия с 80тыс. войском, во главе с Ага Мохаммед-ханом, вторгся в Закавказье. Произвёл полное разорение, разрушение Тифлиса. Екатерина ΙΙ издала указ о немедленном вступлении русских войск во главе с А. В. Суворовым в Закавказье. Однако, из-за возникших внутренних военных проблем, вместо Суворова был направлен генерал-аншеф В. А. Зубов.
С годами, назревший государственный кризис в Грузии перешёл в фазу катастрофы. Чтобы спасти страну от дальнейшего распада, а людей от нравственной деградации и физического уничтожения, Картли-Кахетинский царь Георгий XII (наследник Ираклия II) принимает единственно правильное решение, обратившись в 1800г. нотой к Императору России Павлу Ι:
«Царь Георгий Грузинский и Кахетинский и проч. наш государь, вельможи, духовенство и народ его желают навсегда принять подданство Всероссийской Империи, обязуясь свято исполнять всё то, что исполняемо российскими подданными, не отрешаясь ни от каких законов и повелений, и признавая Всероссийского Императора за своего Государя и Самодержца».
18 января 1801 года император Павел I подписывает манифест присоединении Грузии к России:
«Не для приращения сил, не для корысти и распространения обширнейшей в свете Империи нашей приемлем мы бремя правления Царством Грузинским. Единое достоинство, честь и человечество налагают на нас священный долг учредить в Грузии правление, которое могло бы утвердить правосудие, безопасность и дать каждому защиту закона».
В документе Картли и Кахетия впервые были названы «Грузинским царством».
6 марта 1801 года последовал Указ императора Александра I (старший сын Павла I) «Об Управлении Грузией», согласно которому, она становится Губернией в составе России.
С 1803 по 1813 гг. к Российской империи присоединилось почти всё Закавказье.
С подписанием этих исторических документов начинается освободительная война от иноземных захватчиков, длившаяся несколько десятков лет.

Освобождение Поти от турецкого ига

В 1809г. командующий русскими войсками в Грузии и на Кавказской линии, генерал от кавалерии, граф Александр Петрович Толмасов, правильно оценивая стратегическое значение Поти, пытался овладеть городом посредством мирных переговоров. Однако, комендант крепости отклонил все требования, связанные с этим. Граф Толмасов назначает командиром воинского подразделения, посланного в Поти, генерала Дмитрия Орбелиани. Войска под его предводительством штурмом взяли крепость и полностью уничтожили войско Шериф-Паши, бросившегося на помощь гарнизону крепости. Это сражение описано непосредственным участником Нико Дадиани: «произошла сеча жестокая, в которой молодцами держались гурийцы, тут подошли и мы с войском русским и отрядом мингрельским. Напали с этой стороны мы, с другой — гурийцы и изничтожили многих, многих в живых себе оставили, а которые спаслись — бежали морем на лодках, мы же нагруженные добычей снова вернулись в Поти. Взяли крепость и вошли в неё с почестями и радостью великими».
16 мая 1812 года по Бухарестскома миру г. Поти вновь отошёл к Османам. Около двадцати лет (16 с лишним) турки владели городом.
Впереди открывалась ещё одна страница взаимодействия и содружества грузинских и русских воинов.
Командующим отдельным кавказским корпусом назначается наместник на Кавказе, светлейший князь, генерал-фельдмаршал М. С. Воронцов. Он участвовал в войнах с Наполеоном с 1806-1814гг. Был тяжело ранен под Бородино. В 1815-1818гг. командовал русским корпусом во Франции.
Отрядами корпусов командовали: генерал Гагарин, генерал Андронников, генерал Бебутов, генерал Врангель К. Е., генерал Алхазов К. Е., генерал Ковалевский и др. Для охраны Грузии со стороны Чёрного моря и защиты района от Сухуми до Батуми был сформирован Гурийский отряд под командованием генерал-лейтенанта Багратиони-Мухранского. В составе русской армии сражались также вооружённые отряды князей Орбелиани, Чавчавадзе, Эристави.
В 1828 году г. Поти освобождается от турок. Турецкая крепость была окончательно покорена и по Адрианопольскому мирному договору в 1829 г. была закреплена за Россией.
В память взятия турецкого берегового укрепления на крепостной стене башни установлена мемориальная доска:
«В Царствование Государя Императора Николая Iго
15го июля 1828 года после шестидневной канонады, турецкая крепость Поти сдалась русским войскам. Достались в руки победителей 44 орудия, 13 знамён, два погреба, наполненные порохом и снарядами, и весь гарнизон.
Сентябрь 1870 года»
Оценивая победоносные сражения русских войск на Кавказе Ираклий II пишет: «...Россия спасла нас от уничтожения. Вопрос же о том, является ли сама Россия другом Грузии не должен даже возникать. Наше стратегическое партнёрство обоюдно признано испытанием времени...»
Потери русской армии при защите и охране Грузии после присоединения к России составили:
  • убитых офицеров 804 человека, нижних чинов — 24193 чел.
  • раненных офицеров — 3154 чел., нижних чинов — 61971 чел.
  • пленных офицеров — 92 чел., нижних чинов 5915 чел.
В увековечивание подвигов русской армии при освобождении Кавказа, в конце 80-х годов в Тифлисе (Тбилиси) на Головинском проспекте (проспект Руставели) закладывается Военно-исторический музей «Храм Славы». На фасаде величественного здания музея находились 10 больших металлических досок, на которых золотыми буквами были отмечены важнейшие события Кавказской войны. На одной из досок красовались выпись из ноты Грузинского послания в 1800 году, на другой — выпись из манифеста императора Павла I.
Старейшая надпись на досках восходила до 1567 года, а новейшая относилась к 1885 году. Фасад музея украшался военной арматурой. Решётка палисадника перед фасадом здания состояла из турецких, персидских, шамилиевских пушек, увенчанных сверху двуглавыми золочёнными орлами. В музее наряду с другими историческими реликвиями находились портреты царей Ираклия и Георгия, картины всемирно известных художников: Рубо, Айвазовского, Самокиша и др. Особое внимание обращала на себя не имеющая себе равных по исполнению рельефная карта всего Кавказского края.
К сожалению, музей «Храм Славы» и его исторические реликвии не сохранились. В 30-х годах 20-го столетия его постигла участь Храма Христа Спасителя, уничтоженного в Москве в 1932 году. На его месте воздвигнут комплекс зданий Дома Правительства Грузии.

Город Поти в послевоенные годы

Окончилась Кавказская война. Находясь в составе Российской Империи, Грузия сумела сохранить и вернуть отторгнутые земли. Назрел вопрос о поднятии экономики государства. Началась новая эра в политико-экономической жизни страны.
Важнейшим звеном достижения этой цели было осуществление строительства порта Поти — морских ворот Грузии.
18 ноября 1858 года, постановлением императора Александра II, город Поти объявляется городом-портом с соответствующей системой управления, которое и вступило в силу 1 января 1859 года. В 1862 году построен маяк (компания «Амосъ», Лондон, братья). Фундаментом этого уникального сооружения является мощная бетонная плита формы пятиконечной звезды.
Об огромной значимости порта Поти в будущем, как транспортном коридоре между Азией и Востоком, ещё не будучи Головой города, предвещал Н. Николадзе в своих корреспонденциях в газетах «Поти», «Потийские новости» в 1871 году, печатаясь под псевдонимом Скандель.
Проекты сооружений причальных линий порта разрабатывались с 1857 года. Ряд проектов по строительству порта, разработанных в разное время года, начиная с проектов английских инженеров Бегла и Габа в 1840-1841гг, а так же инженеров Н. Шаброва и Богушева не оправдали себя.
Русский инженер Шабров, изучив северный и южный рукава реки Риони, предложил построить морской вокзал в районе северного русла реки. Проект был утверждён. Началось строительство, но в 1866г. в декабре жестокий шторм разрушил и выбросил на берег стройплощадки и стройматериалы. Строительство было прервано.
В 1888г. утверждается проект инженера Жаринцева. Объединив северную и южную части акватории он располагает входные ворота порта с юго-западной стороны, что создавало во время штормов ряд аварийных ситуаций внутри акватории порта. Так у причалов наряду с другими плавсредствами были разбиты английское судно «Корра» и шхуна «Кодори».
Встал вопрос о необходимости дополнительного ассигнования для ликвидации возникших проблем.
11 марта 1883 года состоялось заседание Великого князя Михаила Николаевича о том, «куда направить силы и деньги для устройства хорошего порта в Поти или Батуме. В Поти уже брошено 7 миллионов рублей и нужно чуть не столько же, чтобы не потерять плодов сделанного. В Батуме порт мал и не исследован, песчаная отмель передвигается неизвестно в какую сторону. Технической комиссии поручается сделать подробный расчёт того, что нужно израсходовать в Поти, чтобы сохранить хотя-бы посредственный порт».
По результатам работ Технической комиссии 6 апреля 1883 года в Соединённых Департаментах рассматривается дело «о продолжении работ на Потийском порте с целью достижения спокойствия в порту и удобной онного эксплуатации». Вопрос о Батумском порте рассматривался лишь косвенно. Представление военного министра о производстве работ в Потийском порту на сумму 1.672.830 рублей было одобрено и 14 июля 1883 года утверждено Императором Александром III.
Встал вопрос о ликвидации ряда ошибок в проекте инженера Жарицкого и, в связи с этим, проведение широкомасштабных реконструкционных работ в акватории порта. Был разработан новый проект известного в России инженера Николая Вознесенского. Строительство было поручено компании «Бунге-Палашков».
В 1901 году приглашается из Мариуполя инженер-гидролог Е. В. Мэйер, под руководством которого и начались работы по реконструкции порта. Он является автором переноса входных ворот порта на северную сторону. В результате этого по сегодняшний день порт Поти, невзирая на погодные условия является одним из спокойных портов Азово-Черноморского бассейна. Все работы по реконструкции порта были завершены в 1905 году. В честь этого знаменательного события за активную и успешную работу благодарная общественность и городская власть установили памятник Е. В. Мэйеру на территории нынешнего мелькомбината (не сохранился). Е. В. Мэйер был похоронен на центральном кладбище не далеко от церкви. Могила с оригинальным постаментом и его бюстом к сожалению не сохранились. Его сын Леонид получил образование во Франции. Владел немецким и французским языками, давал частные уроки. Был репрессирован в 1937 году.

Развитие города с 1900 года

В XIX столетии до 90х годов в г. Поти в основном были деревянные одноэтажные дома. Наместником царя на Кавказе Баратинским было принято решение о строительстве города у берегов реки Риони. С этой целью была создана компетентная комиссия во главе с полковником Ивановым. Невзирая на плохие климатические условия (малярия, повышенная, почти 100% влажность) в строящийся город со всех концов Грузии прибывают люди для приобретения рабочих мест. Город быстрыми темпами заселяется как иностранными, так и иногородними специалистами, промышленниками, врачами. До сегодняшнего дня сохранились построенные ими в 1890-м году кирпичные и каменные одно- двухэтажные дома с бельэтажем, хозяевами которых в основном были торговые предприниматели из Греции, Англии и др.
Если в 1865г. население города составляло около 1069 чел., в 1886 — 4709 чел, 1897г. — 7666 чел. - то в 1908г. оно уже достигло 13764 чел. Господствующие места здесь занимали иностранные торговые и промышленные компании. В 1885г. открылось представительство торговой компании Германии «Г. Нейфельд и Ко», которые занимались, в основном, вывозом зерновых культур. Обширную торговую деятельность развернула комкания «Геер и Бургат и Ко» по вывозу марганца. Серьёзными конкурентами немцам являлись представители Английской марганцевой концессии в Поти Томас Гарднер, Оскар Зиверт. Кстати О. Зиверту принадлежит большая заслуга в создании в городе в 1908г. первой в Грузии официальной футбольной команды, которой он не только покровительствовал, но и являлся её капитаном. После получения травмы коленного сустава, он выполнял обязанности тренера. Его же место занимает Зиверт младший — Эдварт. В их двухэтажном кирпичном особняке, с примыкающим некогда роскошным садом и конюшней сейчас располагается Дом Искусств.

Потийская Городская Управа. Роль Нико Николадзе в развитии Поти

Первым Потийским Головой в 1882г. был назначен генерал-майор в отставке Иван Георгиевич Вахрамов, армянин по национальности. В то время голова города избирался через каждые четыре года. В 1887 году Потийским Головой стал юрист Нестор Тавдгирадзе. В состав городской Управы входили 21 грузин, 3 армянина, 3 грека (Менделис-Мавриди, Герасим Метакса, Перикл Комдлиадис), один еврей.
В 1891г. на заседании Потийской городской Управы Н. Тавдгирадзе по болезни отказывается участвовать в выборах и большинством голосов вновь избирается И. Г. Вахрамов. С 1892г. после смерти И. Г. Вахрамова, до очедередных выборов, должность Головы города временно исполнял И. Меунаргия. В 1894г. 25 октября состоялись выборы. В них участвовали 210 человек. 193 из них проголосовали за кандидатуру Н. Николадзе. Против — 17 человек, в их числе Иона Меунаргия, Нестор Тавдгирадзе. С 1894 года и в дальнейшем 5 раз подряд Потийским Головой избирался Н. Н. Николадзе.
В 1868 году Н. Николадзе представил Цюрихскому университету диссертационную работу «Разоружение и его социально-экономические последствия» на соискание учёной степени. 25 летнему диссертанту присвоили степень доктора права. Написанная по-французски диссертация в том же году вышла в свет отдельной книгой в Женеве.
Велика его роль в преобразовании города. Являясь безупречным и благороднейшим общественным деятелем, европейски образованным человеком, практическим дельцом и теоретическим мыслителем — Нико Николадзе стремится к строительству города, соответствующему европейскому стандарту градостроительства. Он приглашает известных, опытных специалистов со всех концов Российской Империи, работающих в области архитектуры, науки и медицины.
Назрел вопрос о разработке перспективного плана строительства города. В 1901 году Городской Управой рассматривается, утверждается и издаётся «План портового города Поти», разработанный В. Масловским. В этом блестяще выполненном плане обращает на себя внимание ярко выраженный центр города — кольцевое окружение, улица Михайловская (ныне кольцо Руставели) и Лазарева (ул. Ниношвили). Планом предусматривалось строительство семи(!) площадей: Гангутская, Чесменская, Михайловская, Переяславская, Католическая, Мингрельская и Лесная; трёх набережных: Морская набережная — Севастопольский бульвар, простирающийся от маяка до порта; вдоль северного рукава Риони — Одесская набережная; вдоль реки Капарча — Гагаринская набережная.
Центр города начал застраиваться кирпичными зданиями с оригинальным архитектурным решением, что и сегодня смотрится как единый архитектурный ансамбль. О соблюдении именно архитектурного стиля городских строений ревностно следили представители городской Управы. К примеру, было отказано в просьбе Гурийско-Мингрельской епархии и архиерея о строительстве двухэтажных деревянных зданий в центральной части города.
Отличаясь огромным трудолюбием, незаурядными знаниями, уже будучи Головой города, Н. Николадзе проявляет инициативу и лично руководит строительством школ, мостов, лечебниц, церквей. Был построен Кафедральный Собор им. св. Александра Невского (дьяконы Арсений Махарадзе, Кирилл Кикнадзе, священник Георгий Гегечкори), с высокой колокольней, звон многопудового колокола которой был слышен по всему городу. Собор был расположен рядом со зданием Греческого банка, ныне Краеведческого музея. Построенные также православная (военная) и армянская церкви, как и собор, не сохранились. Как бы в наказание Божие, по сегодняшний день, на месте разрушенного собора, что бы не строилось — или саморазрушалось (студенческое общежитие), или уничтожалось огнём (здание МВД), или не достраивалось (жилой блочный многоэтажный комплекс).
Проект западного фасада
В 1895г., в июне месяце было принято решение о строительстве в центре города кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. С 1895 по 1910гг для строительства собора был организован сбор средств по Империи. Собрано было 160-300 тысяч рублей. Строительство должно было завершиться в течение десяти месяцев. Об этом уникальном архитектурном памятнике отмечено в 10-ом томе «Истории Всемирной Архитектуры», где значится: «среди культовых сооружений начала XX века наибольший интерес в конструктивном отношении представляют построенные с применением железобетона церковь в Гесперовском переулке в Петербурге арх. Г. Д. Гримма и соборы в Поти и Крондштатте».
Активное участие в проектировании и строительстве потийского кафедрального собора принимали: автор проекта Тбилисского оперного театра им. З. Палиашвили, академик Марфелд, архитектор Зеленко и ряд тщательно подобранных специалистов и мастеров. Строительство собора было завершено в 1907г.
Сын Н. Николадзе, Георгий, активно увлекающийся спортом, сделал стойку на бетонном кресте центрального купола собора. В будущем он преподавал в Тбилиском университете. Лекции читал в коротких спортивных брюках, за что не раз получал нарекания со стороны руководства университета. Его «крестовый подвиг» повторил на спор житель города Лади Джинория.

Транспортная инфраструктура города.

В 80-90х годах XIX столетия уже стоял вопрос о благоустройстве основных улиц развивающегося города: Греческой (ул. Костава); Армянской (Акакия); Михайловской (кольцо Руставели); Портовой (Реквава). Руководство по осуществлению реконструкции улиц вплоть до доставки необходимых материалов взял на себя купец первой гильдии Г. Полиди.
Назрел вопрос о развитии транспортной магистрали, связывающей развивающийся город с окрестностями.
В 1858 году в Петербурге разбирался вопрос о строительстве в Закавказье железной дороги. Утверждённый в 1861 году, проект стали осуществлять в том же году. Возглавили его английские представители капитала Бели и Габба. В 1867 году дело перешло в руки их соотечественников Б. Паркинса и Ф. Пауерса. Они и приступили к прокладке ветви Поти-Квирила.
30 апреля 1886 года председатель общества Закавказской железной дороги генерал-лейтенант Граббе просит об отмене постановления Комитета Министерства, по которому строительство тоннеля через Сурамский перевал должно вестись на средства казны, а части обходной железнодорожной линии на средства Общества. Просьба была отклонена императором Александром III. Согласно решению Комитета Министерства от 24 мая 1886г., вопрос об ассигновании средств сооружения железнодорожной магистрали и тоннеля рассматривался в Государственном Совете.
В 1871 году Поти соединился железной дорогой с Шоропани. Встал вопрос о необходимости строительства ж/д ветки Чиатура-Шоропани, для транспортировки марганца, как сырья для развивающейся металлургической промышленности. Однако с этим категорически не было согласно Министерство Государственного Имущества (სახელმწიფო ქონების სამინისტრო). Много труда, сил и энергии вложил для решения этого вопроса Нико Николадзе. После убедительных доказательств, вопрос был решён положительно постановлением императора Александра III от 15 июля 1891г. В 1895 г. 4 февраля открылось регулярное ж/д сообщение между Чиатурой и Шоропани.
Вопрос транспортировки марганцевой руды из Чиатуры в Поти и далее, в Европу, был наконец решён.
В 1873 году Поти соединился с Тифлисом (Тбилиси). Одновременно с открытием ж/д сообщения между Поти и Тифлисом в 1873 году началось строительство раздвижного моста через реку Риони (в черте города), которое было завершено в 1875 году. Мост строился по проекту английского инженера Кроуэлса, на его денежные средства (4 тыс. рублей).
Однако, одним мостом не могли быть решены все транспортные проблемы города. В 1884 году поставлен вопрос о строительстве ещё двух мостов на обоих рукавах реки. В 1887 году инженерами Лорманом и архитектором Кириловым был разработан проект моста, связывающий центр города с портом. Строительство началось в 1897 году. В следующем году мост был введён в эксплуатацию.
В 1899 г. в городской Управе по инициативе Нико Николадзе решается вопрос о введении в строй электротрамвая, который обеспечивал бы перевозку людей между портом и центром города. В объявленном конкурсе участвовали фирмы: «Фольш», «Гелиос», «Сименс и Гальк», «Ольшевич» и др. Были представлены проекты с расчётом необходимых затрат. Однака в начале девятисотых годов предпочтение было дано конке (конный трамвай). В 1904 году конка была введена в строй инженером П. Алхазовым. В состав её парка входило 24 лошади и 4 вагона.
В 1907 году по проекту инженера Н. Куриленко построен железобетонный мост, связывающий магистраль, простирающуюся от морского порта к Малтакве, и далее, с Супсой и Озургети.

Система образования

20 декабря 1893 года вышел указ императора Александра III об образовательных школах, где в частности было упомянуто и о г. Поти.
С 1878 года руководителем системы образования утверждается К. Ивановский, директором учебных заведений Кутаисской губернии — Левитский, наставником учебного округа — Завадский.
В 1879 году в Поти открылся одногодичный Михайловский Морской класс, который выпускал шкиперов, штурманов. Обучение было бесплатным. В 90х годах Нико Николадзе настоял и добился открытия в Поти школы морского обучения, ибо город-порт в то время уже котировался как один из главных торгово-транспортных коридоров в регионе. Именно эту школу окончил, будучи в опале, известный мореплаватель и исследователь Арктики Г. К. Седов. Диплом об его окончании Потийской школы хранится в Морском музее Санкт-Петербурга. До недавнего времени в этом здании располагался Интерклуб.
В 1880г. в городе открылось женское двухгодичное учебное заведение. В 1902г. инженером Г. Васильевым разработан проект мужской гимназии, строительство которой закончилось в 1904г. Директором гимназии назначается Александр Иосифович Ягулов (месхетинец, католик по вероисповеданию), образованнейший человек, который проработал в этой должности вплоть до 1917г.
В ягуловской гимназии, как её в то время называли, работали опытные педагоги, окончившие высшие учебные заведения Российской империи:
  • Константин Иванович Микаберидзе — окончил в 1893 году Санкт-Петербургскую медицинскую академию — преподавал гигиену. В его доме, построенном Н. Николадзе к его приезду, до недавнего времени располагалась стоматологическая клиника.
    К. Микаберидзе, молодой врач, высокообразованный человек, интеллигент и истинный демократ, становится активнейшим сторонником всех патриотических начинаний Нико Николадзе. От открывает в районе Острова бесплатную амбулаторию и больницу — событие, по тем временам, неслыханное. Он бесплатно лечит докеров, железнодорожников, городскую бедноту. Укрывал у себя и лечил раненных участников революционных выступлений 1905г. Этот кристальной чистоты и неиссякаемой энергии человек причитающее ему жалование оставлял школе — в помощь нуждающимся ученикам.
  • Юрий Фердинандович Гиллерт — немецкий язык и латынь. Супруг дочери известного врача-педиатра Эраста Ивановича Тер-Степанова.
  • Владимир Александрович Лебедев — Русский язык и словесность.
  • Георгий Джавахишвили — биология.
  • Академик Сергей Накашидзе — биология. В 1923г. переехал в Москву, где до 1929г. работал директором института биологии им. Тимирязева.
С 1917г. директором гимназии назначается Серго Данелия (позже профессор античной философии).
Третьим директором гимназии был Михаил Кинцуреишвили — поэт, печатался под псевдонимом Иасанани.
В 1923г. директором гимназии становится Закария Цинцадзе. Педагогами были Ясон Амиранашвили, Яков Гогоберидзе и др. Сын Ясона — Шалва Амиранашвили был учеником старших классов Ягуловской гимназии, когда его отец тогда преподавал в средней школе (второй педагог). Средняя школа находилась по улице Важа-Пшавела. Директором школы был Александр Гвасалия — образованнейший и очень эрудированный человек. Кстати, к подготовке к вступительным экзаменам по латыни, немецкому языкам для поступления в ягуловскую гимназию, Ясона Учанеишвили (завлуженый врач республики, офтальмолог) готовил Александр Гвасалия. В этот период гимназистами были Г. Замбахидзе и А. Моцерелия (доктор биологическиз наук).
Г. Замбахидзе окончил так же Тбилисский Политехнический Институт. Являлся автором проекта здания Гидромелиоративного техникума в г. Поти и его первым директором. Улица, примыкающая к гидротехникуму, носит его имя.
В 1874г. в Тифлисе был построен театр драмы у Ереванской площади (ныне Площадь Свободы). В нём выступали итальянские мастера оперной сцены. В результате пожара театр полностью сгорел. В 1901г. на его месте строится театр им. Шота Руставели. По иронии судьбы в 1949г. театр фактически был уничтожен огнём. Самое активное и непосредственное участие в восстановлении театра принял Г. Замбахидзе. В последние годы своей жизни он работал в высших правительственных органах КПСС в Тбилиси и в Москве.
В 1907г. по инициативе Нико Николадзе двухгодичное женское учебное заведение переименовывается в женскую гимназию с четырёхгодичным обучением (ныне первая гимназия). Педагогами женской гимназии работали:
  • Михаил Иорданович Матушенко — география
  • Михаил Евгениевич Яшников — естествознание
  • Владимир Николаевич Ряушков — черчение, рисование
  • М. Чубабрия — руководитель церковного хора
К гимназии примыкал красивейший сад, который основал и ухаживал садовод Тохадзе, ученик известного учёного, биолога из С. Петербурга, основателя Батумского ботанического сада А. Н. Краснова (1862-1924), (брат командующего царской армией генерала Л. Н. Краснова).
В результате сопоставления растительности, климатических и почечных данных, А. Н. Краснов пришёл в выводу, что Колхида и субтропические области Китая и Японии во многом сходны и что можно «перенести чудную растительность Гималаев в обстановку долины Колхиды, сделать её источником чая, риса и других полезных растений востока, за которые Россия переплачивает миллионы, и культура которых могла бы обогатить туземное население» (А. Н. Краснов, «Южная Колхида» ПТТ. 1915).
В связи с этим командируется в Китай Константин Семёнович Попов. Там знакомится с известным в Китае чаеводом Лао, и 4 ноября 1894 года прибывает с ним и с пятью китайскими специалистами в Батум. Здесь, в 12 верстах от Батума, в обширной долине Чаква, открывается известная в мире чайная фирма «К. и С. Поповы». Первые чайные кусты были привезены в Россию из Китая, Ассама и Цейлона.
В 1900 году в Париже вручён приз за лучший Кавказский чай. Кстати, Лао ввёл первый в России восьмичасовой рабочий день. От подданства отказался. Работал в Аджарии 30 лет.
В Михайловским парке (ныне центральный городской парк г. Поти) в 1908г. была построена и в 1909г. введена в строй публичная библиотека с читальным залом. Посетители обслуживались бесплатно. Чтобы покрыть расходы, необходимые для пополнения библиотечного фонда, в его актовом зале не раз устраивали спектакли, концерты и киносеансы. Библиотека располагала классической литературой, произведениями грузинских, русских и зарубежных писателей.
В г. Поти ещё в конце позапрошлого века открылось ремесленное училище. Его можно считать одним из предшественников Профессионально-технических Училищ. Под руководством русского педагога Василия Петровича Плохотникова уровень обучения в те годы стал столь высоким, что училищу было предоставлено право принимать участие во Всемирном смотре-конкурсе в 1860г. в Париже. На престижном конкурса училище, возглавляемое Плохотниковым, получило Большую Бронзовую Медаль. Награду эту, с соответствующими фотодокументами, потомки Василия Петровича передали в дар городскому музею (газета Ахали Колхети 20.07.83г.).
Нико Николадзе делал всё, чтобы в Российской Империи город Поти был известен не только своими торговоэкономическими успехами, но и культурной деятельностью. В 1898г. город Поти принял участие во всероссийском съезде ветеринарных врачей. Представленные на выставке экспонаты заслужили всеобщее внимание.
В 1900г. в Париже на международной выставке были представлены учебные материалы по народному образованию г. Поти. Участники выставки были награждены бронзовой медалью.
В 1908г. городская общественность приглашает прославленного поэта Грузии А. Церетели на праздник, посвящённый 50-летию его литературной деятельности, который был широко отмечен 7 мая. Церетели прибыл в Поти 29 апреля. С железнодорожного вокзала до городской башни, где тогда проживал и работал Нико Николадзе, его провожала многотысячная толпа жителей города. Восхищённый таким приёмом поэт шлёт телеграмму Нико Николадзе, находящемуся на тот момент по неотложным делам в Петербурге: «Спасибо от всей души. Совершенно покорён потийцами и благоустроенным городом. Акаки.» С балкона башни, расположенном над крепостной стеной он читал свои стихи перед жителями города.
В 1908г. электрифицированы почти все предприятия и учреждения города.
В 1911г. в Поти была необыкновенно морозная зима. Река фактически полностью покрылась толстым слоем льда.

Для организации в будущем фотовыставки истории города, Нико Николадзе поручает известному фотографу города, Л. Ф. Ибянскому, владельцу художественного фотосалона, специализирующемуся на «специальное увеличение портретов, открыток и писем» - периодически фотографировать строящиеся объекты города, граждан, принимавших непосредственное участие в его благоустройстве. Фотосалон располагался в жилом здании, на первом этаже на углу кольца Михайловского (Руставели) и Ляпинского (Махарадзе).
В некоторых семьях коренных потийцев до сих пор хранятся семейные фотографии с вензелем Л. Ф. Ибянского.
Проходят годы. Уже будучи больным, в пожилом возрасте, сын Л. Ф. Ибянского обращается к властям города с просьбой принять на сохранение архивные фотоматериалы и негативы своего отца. К глубокому сожалению, к его просьбе отнеслись халатно, и бесценные исторические фотоматериалы фактически утеряны навсегда.
В довоенные и послевоенные годы, фотографом упомянутого фотосалона долгие годы работал Гвадзабия. Позже в помещении фотосалона размещалась парикмахерская, ныне — VTB банк.
Одно из важных моментов в культуре развивающегося города имело место открытие выставки «Русская Ривьера» в С. Петербурге в сентябре 1912г., организатором которой был «Центр по изучению черноморского побережья Кавказа». В связи с этим, в городе Поти была создана организационная комиссия, в которую входили специалисты широкого профиля: К. И. Мигинеишвили, Г. А. Сабахтарашвили, С. Г. Урушадзе, Д. Г. Палиди, С. С. Чочуа, и др. К выставке готовили материалы по следующим отраслям:
  • Промышленность
  • Торговля
  • Охота
  • Рыболовство
  • Земельное устройство
  • Лесное хозяйство
Во главе комиссии стоял инженер-гидролог Е. В. Мейер.
Для определения стадии готовности города к выставке в Поти прибывает главный комиссар «Центра» Н. И. Воробьёв.
Характерно, что Нико Николадзе, уже не являясь Потийским Головой, проявил огромную организаторскую работу по участию его родного города в выставке «Русская Ривьера». Интереснейшие экспонаты были представлены многочисленным посетителям, гостям. За активную роль в организации выставки ему было представлено Благодарственное удостоверение.
Во время Первой Мировой войны (1914-1918гг) в потийский порт вошли два немецких военных линейных корабля «Гебен» и «Бреслау».
В период 1918-1922гг. город Поти посетили делегаты II Интернационала, господа Сноуд, Вандервальд, Сенилад и др. В честь этого знаменательного события был организован митинг у Собора. Выступали на французском, английском и немецком языках. Переводили переводчики, приглашённые из Тифлиса.

20 лет работал потийским Головой Нико Николадзе. Его любовь к городу Поти была безгранична. Многие года его детства он провёл в Поти, и, согласно документам, он числился как гражданин города Поти. Его отец, Яков Николадзе, владел факторией и питейными заведениями (духанами) города.
Нико Николадзе уделял особенное, первостепенное значение национальной политике, цель которой выразилась в его знаменитых четырёх принципах:
  1. ერთობა (единство)
  2. თვითმოქმედება (самостоятельность)
  3. თვითმართველობა (самоуправление)
  4. რუსეთის მოწინავე ნაწილთან ერთობა (единство с передовым классом России)
Опозиционные силы прикладывают все усилия, чтобы умалить деятельность Нико Николадзе в период его правления.
В 1912г. Нико Николадзе освобождают от должности Потийского Головы и руководителем города (по рекомендации Нико Николадзе) назначается Соломон Чочуа.
В 1913г. 5-го января газета «Имерети» опубликовывает оскорбительную статью, очерняющую деятельность Нико Николадзе. Его обвиняют в присвоении денег в размере 350000 рублей, якобы изъятых от строительной компании «Бунге — Палашков», принимавшей участие в строительстве порта. Следствие по этому сфабрикованному делу тянулось несколько лет.
В 1914г. 21 января пресса опубликовывает скандальную статью о намечаемом строительстве элеватора в г. Поти или в Батуми и связывает это с «нечистоплотным подходом» к нему Нико Николадзе.
Дело передаётся в суд, который состоялся в Кутаиси в 1916г. Судя по подробным публикациям судебного процесса газетой «Чвенма мегобарма», судебный процесс был явно сфабрикован. Представленные абсурдные обвинения из-за отсутствия необходимых фактов, доказательств, вынудило суд снять все обвинения, предъявленные Нико Николадзе. Однако, суд всё-таки счёл необходимым обвинить Нико Николадзе в получении в дар 4000 рублей. В связи с этим постановили: или Нико Николадзе выплачивает суду 8000 рублей, или подвергнется заключению, сроком в 1 год.
Нико Николадзе, скрепя сердце, соглашается с этим надуманным приговором. Он отлично помнил нашумевший несколько лет тому назад позорный судебный процесс, состоявшийся в Кутаиси, над руководителем и директором «საადგილ-მამულო ბანკი», 80 летних Давида Бакрадзе и Кирила Лорткипанидзе — людей с 30летней безупречной службой. Кстати, К. Лорткипанидзе половину своей заработной платы оставлял банку. Обоим был определён срок отбывания в каторге, но их возраст «помешал» этому осуществиться...
Семидесятитрёхлетний Нико Николадзе покидает Грузию и выезжает работать и жить в Россию.
Со слезами, глядя на тающий в дали потийский порт, записал в свой дневник горькие строки:
«...скрылся Поти, город с красивой внешностью и гнилым нутром. Долго ещё передо мной будет стоять его облик. Он похож на всю нашу страну. Красива она, цветущая, но, кроме внешней красоты ничем не обладает это любимое создание. Приведите кого хотите, поставьте на палубу этого корабля, пусть он взглянет на нашу родину. Пусть задумается он о её участи. Пусть познакомится он с её положением, и, если тогда его сердце не обольётся кровью, а в горле не застрянет комком печаль, - повесьте мне на шею котёл этого корабля и бросьте в море».
В 1918 году 9 июля в Берлине Н. Николадзе награждается орденом почётного легиона Грузии с изображением Царицы Тамары.
В 1924 году Нико Николадзе из Европы возвращается в Грузию.
В 1928 году 1 апреля скончался в возрасте 85 лет. Его мозг был препарирован и помещён в музее Тбилисского Медицинского Института при кафедре патологии и анатомии головного мозга.
В 1982 году в Поти на территории порта установлен памятник Нико Николадзе — одному из лучших сынов Грузии, безупречного и благородного общественного деятеля и европейски образованного человека, воспитанного в патриархальных грузинских нравах (авторы памятника лауреат премии им. Шота Руставели скульптор Мераб Мерабишвили и заслуженный архитектор Тамаз Тевзадзе). Он соединил в своём лице пионера нового промышленного предприятия и тонкого ценителя литературно-художественных произведений, практического дельца и теоретического мыслителя. Благодаря своему независимому характеру, обширному кругозору, и той божьей искре, которая собственно и формирует этих честных общественных деятелей.

Театр и культура

Первый городской театр находился в здании нынешней городской библиотеки (бывший кинотеатр «Коммуна»). Театр носил название «Комета». Главным режиссёром был Александр Марджанов, брат знаменитого режиссёра К. Марджанова (Марджанишвили). Будучи влюблённым в море, А. Марджанов работал лоцманом в порту. Всё своё свободное время уделял театру и организованному им детскому хору.
В 1929г. он поставил историческую драму Ясона Серапионовича Учанейшвили (врач офтальмолог) «Царица Тинатин».
В 1936г. заканчиваются реставрационные работы собора по переоборудованию его в театр, начатые в 1933г.
1936 год можно считать годом основания Потийского драматического театра. Руководителем театра был Нико Годзиашвили. Первыми актёрами были: Теймураз Лорткипанидзе, его жена — Тамара Покровская, Кето Колхидели (драматическая актриса), Рома Мамашаков и др. В течение 10 лет театр «играл» с огромным успехом, благодаря таланту Нико Годзиашвили. В 1936г. отметили пятидесятилетие сценической деятельности актёра Степана Давидовича Харазишвили (1867-1946). В 1945г. 8 июля Таймураз Лорткипанидзе поставил пьесу А. Островского «Гроза». Впервые её играли на грузинском языке. Роль Катерины блестяще исполнила Тамара Покровская. Следует отметить тот необыкновенный энтузиазм всего коллектива, а с этим и атмосферу дружбы и взаимопонимания, что немаловажно для людей, посвятивших себя искусству. В этом огромная заслуга Нико Годзиашвили. По независимым от него причинам, он вынужден был покинуть театр, что вскоре отрицательно сказалось на дальнейшей сценическойдеятельности театра. В 1951г. 1 июля в Гори в автомобильной катастрофе погибает Т. Лорткипанидзе. Похоронен в Кутаиси.
В 1950г. в театре состоялся вечер поэта Георгия Леонидзе. На званном обеде было замечено отсутствие женщин, на что Г. Леонидзе шутя сказал: «не мусульмане ли мы».
В 1951г. 18 января в театре состоялся концерт с участием Михаила Геловани, исполнителя ролей Сталина в ряде фильмов.
В июле того же года состоялись гастроли театра им. К. Марджанишвили. Великая Верико Анджапаридзе играла в трагедии «Антоний и Клеопатра».
В 1957г. 25 июля в театре состоялся юбилейный вечер к 60летию со дня рождения В. Анджапаридзе, о чём писала местная газета «მგზნებარე კოლხიდელი» от 28 июля.
В 1962г. в декабре приехали с концертом грузинские композиторы: Алексей Мачавариани, Давид Торадзе, профессор Павел (Павлуша) Хучуа — потиец. Его кирпичный дом стоит на углу улиц Чкалова и Колхидской. Солистами были Петре Амиранашвили, Лили Гегелия, и др.
В 1966г. в театре состоялся вечер Акакия Хорава в честь его семидесятилетия.
Потийский государственный театр им. В. Гуния традиционно считался одним из самых примечательных коллективов в республике. В нём работали такие признанные мастера Грузинской сцены как: Юза Сардалашвили, Нико Годзиашвили, Борис Гамрекели, Павле Прангишвили, Георгий Журули, Георгий Габуния, Сико Каландаришвили, любимица потийцев Мери Канделаки (позднее актриса театра им. Марджанишвили, заслуженная артистка ГССР, снималась в кино).
В годы Великой Отечественной Войны на сцене Потийского драматического театра выступали такие известные мастера Российских театров, как: А. Мелик-Пашаев — главный дирижёр Большого театра, драматург В. Молчанов, композитор Слонов, популярный актёр комического жанра Ростовцев (к/ф «Девушка спешит на свидание»), Ростовская оперетта. Шли с огромным успехом спектакли Севастопольского театра Черноморского флота; сольные концерты любимца Грузии, обладателя красивого баритона Бату Кравеишвили (к/ф «Кето и Коте»), несравненной Верико Анджапаридзе и многих других звёзд Советской театральной сцены.
Увы, по определённым объективным и субъективным причинам, художественный уровень сегодняшних постановок не удовлетворяет возрастающих эстетических потребностей современного зрителя.
В дни праздника, посвещённом Военно-Морскому флоту (командующий в/м базой был к/адмирал Джинчерадзе) в городском парке культуры и отдыха, и на центральной площади организовывались обширные выставки, на которых были представлены интереснейшие экспонаты как военной тематики, так и гражданской. Причём, почти у каждого экспоната, был приставлен инструктор, который давал подробные объяснения к многочисленным вопросам посетителей и особенно любознательной молодёжи.
Всё это, включая и программу школьного образования тех лет, педагогов и методистов, прививавших любовь к классической литературе и достопримечательностям своего края — не могло не сказаться положительно на культурном уровне потийцев, на их кругозор и эрудицию, в особенности у подрастающего поколения.
Неспроста тбилисцы так уважительно относились к потийцам - «თქვენ ფოთელებო სხვანაირი ხალხი ხართ» (вы, потийцы, особый народ).
Нико Николадзе. Петербург. 1882 г.
План портового города Поти. Составлен В. Масловским (1901 г.)
Первым городским головой был избран ген.-майор Ив. Вахрамов. 21 ноября 1882 г. корреспондент газ. «Дроэба» сообщал из Поти: «После долгих лет ожидания и мы наконец получили городское самоуправление... В воскресенье священник Г. Маджаров отслужил молебен, привел гласных к присяге. После принесения присяги председатель (он же городской, голова) обратился к собранию с короткой речью». В этой речи Ив. Вахрамов выразил пожелание, чтобы дума и управа дружно и честно, рука об руку трудились бы на благо жителей и улучшение благосостояния города.

Городская башня с курантами, отбивающими время каждые пол-часа звоном колокола, установленом в нише у одного из трёх циферблатов часов. Часовой механизм был изготовлен известным часовым мастером Полом Гарнье (Paul Garnier) в 1870 году
Потийский маяк. Построен в 1862г. "Истонъ, Амосъ и сыновья инженер-механики", Лондон
Высота 100 футов (около 30,50 метров)
фото Александр Имедашвили, NEWSGEORGIA

Мужская гимназия

Женская гимназия

Дом К. Микаберидзе

Дом Н. А. Тер-Никакозова

Особняк Оскара Зиверта (Дом Искусств)

Первая профессиональная потийская футбольная команда. Слева стоит О. Зиверт. 1908г.

Дом Офицеров (1941 – 1949) (Дом Культуры)

Здание гидромелиоративного техникума

Памятник Нико Николадзе

Морской вокзал

Мемориал Славы
Центральная площадь города. Потийский Драматический Театр им. В. Гуния
Много сделано в Поти за годы Советской власти.

1936г. - основан Государственный Драматический театр, носящий имя выдающегося грузинского театрального деятеля Валериана Гуния.
В 1946 году 15 июня началось строительство ипподрома и стадиона на 10000 зрителей. 8 августа строительство было завершено.
1951г. - 1го июля открылся музей Нико Николадзе в селе დიდი ჯიხაიში (Диди Джихаиши).
1953г. - Создан краеведческий музей, в котором было собрано много интересных археологических находок, обнаруженных в Колхидской низменности. Среди экспонатов музея — уникальная медная пластина с оттиском руки Петра I. Найдена была треть века назад у потийского маяка. Две другие подобные пластины хранятся в Эрмитаже (Санкт-Петербург) и в Воронежском историческом музее.
1954г. 29 июля — установлен бюст Нико Николадзе в городском центральном парке работы потийского скульптора Акакия Чхаидзе. Открыл бюст В. Л. Замбахидзе. Впоследствии, бюст с постаментом демонтировали и установили у дома-музея Нико Николадзе.
1967г. - На центральной площади города установлен монумент «Мать Колхиды». Авторы — скульптор Элгуджа Амашукели и архитектор Джемал Давитая.
1974г. - Открылась Народная Академия Фазиси под руководством академика Георгия Читая.
В городской центральной библиотеке в то время книжный фонд насчитывал 327674 изданий. Директором был почётный библиотекарь республики Николоз Гуджабидзе.
1979г. - Воздвигнут памятник Мемориала Славы, архитектора Элгуджи Амашукели, удостоенного Государственной премией СССР. Во время Великой Отечественной Войны советскую землю защищали 9000 потийцев. 2500 отдали жизнь за Родину. О них и о ветеранах войны повествуется в книге Григола Дарджания «გამარჯვების ორმოწდამეათე გაელვება».
1982г. - На примыкающей к улице Агмашенебели (ул. Ленина) площади был открыт памятник В. И. Ленину. Авторы: лауреат премии им. Шота Руставели скульптор Мераб Мерабишвили и заслуженный архитектор республики Тамаз Тевзадзе. Памятник и ограничивающая площадь декоративная стена с чеканными барельефами не сохранились.
При въезде в город с восточной стороны радует глаз красивейшая густая аллея ветвистых платанов (не даром их называют королями леса), посаженные по инициативе видного партийного деятеля, много сделавшего для облагораживания города, Григория Нестеровича Кокая. В его честь в начале и в конце аллеи 7 октября 1982г. были торжественно открыты мемориальные стелы. Кстати, платановая аллея вдоль Риони (напротив башни) высажена была по указанию Нико Никладзе и была под охраной государства. Обрезка, оформившейся в течение десятилетий, кроны деревьев была запрещена, о чём повествовало табло, установленное в начале аллеи у городского моста.
В городе функционировало много культурно-просветительных центров: городской Дом культуры (в годы В.О.В. - Дом Офицеров); дома культуры моряков; железнодорожников; судоремонтно-судостроительного завода (клуб завода); 12 средних, 2 музыкальных, художественная и мореходная школы и по два медицинских, музыкальных и профессионально-технических училищ, а также, хореографическая студия, ансамбль народной песни. Ансамблем руководил заслуженный деятель искусств Арчил Хорава. Руководителем первого мужского хорового ансамбля в Поти был заслуженный деятель искусств Хавтаси, он же являлся первым директором музыкальной школы (на ул. Джапаридзе), которая располагалась в одноэтажном кирпичном особняке, некогда принадлежавшем коммерсанту Панаёту Солоникиди.
В связи с возросшим интересом потийской молодёжи к шахматам, в чём огромная заслуга принадлежит Фейдеру, фанатично преданному шахматам — был открыт шахматный клуб на первом этаже парткабинета города.
В этом клубе сеанс одновременной игры давал экс-чемпион мира Михаил Талль. Позже, в здании бывшей типографии города, был торжественно открыт шахматный клуб. На открытие была приглашена экс-чемпионка мира Нана Александрия, чьим именем и был назван этот клуб.
В центральном парке города проходили республиканские соревнования по баскетболу, участниками которых были Лежава и тогда ещё молодой Давид Коркия — будущая звезда баскетбола Грузии.
В 1984г. инженер-конструктор Ю. А. Ершов, инициатор строительства первого в Союзе воднолыжного стадиона в Днепропетровске, принимает участие в проектировании воднолыжного стадиона в г. Поти на т. н. Золотом Озере. За короткий срок была построена вся инфраструктура спортивного комплекса базы (гостиница, коттеджи, тренажёрные залы, плавательный бассейн и многое другое). Большая заслуга в строительстве комплекса принадлежит ныне президенту воднолыжной федерации Грузии Роману Мелия.
Проект получился настолько успешным, что уже в 1987г. и в 1989г. на нём проводились традиционно днепропетровские соревнования на кубок СССР. С 1990г. - общесоюзные соревнования на Кубок СССР и международная встреча с Францией.
В 1991 году блестяще проходит впервые в СССР Чемпионат Европы по воднолыжному спорту.
Потийская спортивная база, по оценкам иностранных судей, была признана лучшей в Европе и на ней планировалось в 1993 году проведение чемпионата мира.
Всесоюзный телевизионный репортаж о чемпионате Европы стал последним репортажем Российского телевидения накануне печально известного августовского путча.
Попытка восстановить уже разрушающийся спортивный комплекс не привели к успеху.

Промышленные предприятия города Поти

Город славился своими крупными промышленными предприятиями:

Потийский судоремонтно-судостроительный завод ПССРЗ
им. С. Орджоникидзе.

В 1942г. Севастопольский Морской завод был эвакуирован в г. Поти. Транспорт за транспортом, морем, под бомбами, вывозилось заводское оборудование. На грузопассажирских теплоходах «Грузия» и «Березина» эвакуировалась большая группа рабочих с семьями. Трудно оценить те трудовые подвиги коллектива завода, совершённые в годы войны. В музее Севастопольского Судоремонтного завода 201 выставлено благодарственное письмо командующего Черноморским флотом Ф. С. Октябрьского «...за выдающиеся заслуги коллектива Потийского СРЗ 201 им. Серго Орджоникидзе».
Обладая современным промышленным потенциалом, оборудованием и опытными специалистами, СРЗ осуществлял ремонт судов китобойной флотилии «Слава», кораблей военно-морского флота, крупнотоннажных судов-рефрижераторов океанического рыболовства.
В 1960г. завод стал выпускать всемирно известные, первые в мире морские теплоходы на подводных крыльях типа «Комета» и «Колхида». За трудовые заслуги завод был награждён международной премией «Золотой Меркурий». С этого года завод именовался «Потийский судоремонтно-судостроительный завод ПССРЗ им. С. Орджоникидзе».
Была построена гоночная яхта Макси-класса «83». Она была спроектирована и построена с учётом требований Спортсудорегистра СССР и Американского бюро судоходства. В 1989 году эта яхта, названная «Фазиси» (Fazisi) впервые участвовала в 5-й кругосветной парусной гонке, «Whitbread» (Whitbread Round The World Race).
С 1941г. по 1990г. директорами завода были: М. Сургучёв, Токарев, Санталов, Цомая, Юрьев, Г. Баласанян, Р. Габисония, З. Арчаидзе, Д. Магалашвили.

Колхидстрой

Будущее Колхиды беспокоило Нико Николадзе. Он вложил много труда и энергии в решение мелиоративных проблем Колхидской низменности. По его инициативе Потийское Городское Самоуправление пригласило гидротехников Е. Мейера и Б. Жерзе, труды которых, к сожалению, утеряны.
Вопрос об осушении болот Колхидской низменности был поставлен на состоявшемся в 1899г. в Тифлисе съезде Кавказского отделения Императорского Общества Садоводов. В 1914г. по требованию Главного Управления землеустройства и земледелия, Кавказская инспекция командировала на Черноморское побережье инженера А. Цейтлина с целью гидрологического исследования этого района. В сентябре 1927 года водно-технический совет Закавказского Управления Водного Хозяйства утвердил проект осушения Чаладидского массива, составленный инженером М. Н. Кузнецовым. Не имея опытных специалистов в этой области, по инициативе Г. К. Орджоникидзе проект осушения Чаладидского массива был послан на консультацию известному итальянскому специалисту — профессору Омедео, который дал проекту советского инженера высокую оценку.
С июня 1932г. по решению вышестоящих органов в системе Народного Комиссариата земледелия СССР была создана специальная строительная организация «Колхидстрой».
Для изучения вопросов, связанных с мелиорацией и осушением болот Колхиды и для приобретения опыта в этой сфере в 1929г. Главным Управлением командируется в США главный инженер Управления Григол Гегечкори. Приобретённый опыт и знания в период обучения в Америке (там его называли Геге) позволили ему раскрыть широкий фронт работ по всей Колхидской низменности. Широкой известностью пользовались его статьи, публикуемые в журнале «Техника и труд» 1935г. Г. Гегечкори проработал главным инженером Колхидстроя до 1937г. В 1937г. был репрессирован и расстрелян.
С 1938г. по 1940 год и в послевоенные годы начальником управления Колхидстроя был Арно Габуния.
В 1982г. на торжественном заседании, посвящённом пятидесятилетию «Колхидстроя», организации был вручён орден Дружбы народов.

Потийский завод гидромеханизации

Директор завода — Д. Магалашвили. Завод выпускал: мелиоративно-ирригационные машины — земснаряды (черпалка), пользующихся большим спросом не только внутри страны, но и за рубежом; установки искусственного дождевания и другую продукцию, которая получила всеобщее признание. Создатели уникальных земснарядов потийские специалисты Г. Михайлов и Т. Цхадая были удостоены Государственной премией.

Ордена Трудового Красного знамени Потийский мукомольный завод

Основан в 1938 году. Директор А. Хорава. Работа завода получила признание на Выставке народного хозяйства СССР за совершенное производство манной крупы высшего сорта и муки первого и второго сортов. Коллектив награждён Дипломом III степени и бронзовой медалью.

Потийское Управление океаническим рыболовством (ПУОР)

Поти справедливо считается одним из ведущих регионов по разведению и добычи рыбы. Было основано Грузинское Управление океаническим рыболовством ГУОР (позже — ПУОР), в распоряжении которого находился целый ряд оборудованных по последнему слову техники океанских траулеров.

Потийский рыболовецкий кооператив

Поти с давних времён славился своим рыбным промыслом в прибрежних морских водах; на озере Палиастоми, в Риони, Хобисцкали и Капарчине, Пичори и других реках.
С 1930г. развил свою деятельность рыболовецкий колхоз «Колхети», превратившийся со своим флотом и перерабатывающими цехами в высокопроизводительный хозяйственный коллектив города (председатель — Вахтанг Бобохидзе).
Огромная заслуга в развитии торговли, искоренении её недостатков, организации широкомасштабных торговых сетей «Торгмортранса», «Шипшандер» и др. принадлежит председателю правления Ш. Мегрелишвили. Его именем названа набережная р. Риони.

Завод электромагнитных усилителей (ЭМУ)

Был оснащён уникальными станками. Обеспечивал своей продукцией портовые оборудования Азово-Черноморского бассейна, директор Г. Никурадзе — позже директор территориального Потийского Отдела Госконтроля за качеством продукции.

Завод «Потиэлектроаппарат»

Директор И. Мамаладзе.

Потийский Эксперимент

Потийский Эксперимент — значительное явление в жизни страны. О важности эксперимента и о необходимости его проведения именно в Поти — большая заслуга секретаря Потийского горкома партии Бокура Гулуа. Несомненным генератором эксперимента являлся первый заместитель председателя Исполкома городского совета, начальник территориально-межотраслевого объединения Виктор Тихов.
Основные достоинства эксперимента — заинтересованность в высокой рентабельности производства, эффективности каждого предприятия, ориентация на достижения качественных, а не количественных показателей в народном хозяйстве. В 1983г. проводимым в городе экспериментом заинтересовался и ознакомился на месте М. С. Горбачёв. В сентябре 1983г. город посетил секретарь ЦК КПСС Н. И. Рыжков. Он положительно оценил проводимый эксперимент и отметил, что почин этот следует широко распространить.

Развитие медицины в городе

В 1982г. 7 декабря по решению ЦК Компартии Грузии, город Поти был объявлен городом образцового медицинского обслуживания (зав отделом здравоохранения Вахтанг Векуа).
Такое доверие и признание город заслужил благодаря издавна существующим в городе традициям. Главное достижение — значительное сокращение смертности. В последние 25 тех лет в городе не был зафиксирован ни один случай заболевания малярией и дифтерией, успешно проходили работы по полной диспансеризации населения. Городское население обслуживали врачи высокой квалификации, чья профессиональная врачебная деятельность была известна далеко за пределами города: Джаяни, Ясон Учанеишвили, А. Тер-Степанов, Гордзахия, А. Туркян, М. Чхеидзе, Коява, Чхония, А. Петросян, Т. Джанелидзе, и многие другие.
В городе функционировал военный госпиталь. Главный врач — Савельев.
Обращает на себя внимание своей нестандартной архитектурой дом-особняк врача-судмедэксперта, почитаемого как в городе, так и в примыкающих районах — Н. А. Тер-Никакосова (1855 - 1931), с кованным вензелем его инициалов на ажурной решётке, обрамляющей балкон. В 1919г. по завещанию он наследует своё имущество и дом городу, с условием размещения в нём медицинского учреждения. Похоронен в 1931 году во дворе своего дома.
Не менее известен был в городе врач-терапевт Шмаров. Он известен был своей врачебной эрудицией, безвозмездным лечением больных. С почестями был похоронен в центральном городском парке. Могила его находилась в начале дорожки-аллеи, соединяющей центр парка (фонтан) с выходом на центральную площадь (не сохранилась). Его именем была названа улица, на которой он жил (ныне ул. Асатиани).

Порт Поти

Потийский порт превратился в крупнейшую гавань страны. Оснащённый современной техникой, полностью исключил тяжёлый труд докеров, на протяжении долгих лет производивших погрузку и разгрузку судов вручную. Порт располагал ведомственной больницей (больница Водников), основанной в 1936г. как «Единый Диспансер Моряков». В 1944г. в нём находился на излечении известный учёный в области ядерной энергетики, т. н. отец атомной бомбы — Игорь Васильевич Курчатов. Ныне известная в недалёком прошлом клиника переоборудована в филиал банка TBC.
Поти навечно принял на себя функцию морских ворот Закавказья. В его бухту непрерывным потоком заходили отечественные и иностранные суда, круизные теплоходы: «Грузия», «Украина», «Победа», «Пётр Великий», «Колхида», «Иван Франко» и др. Построенный новый Морской вокзал, со своим неповторимым интерьером, и оригинальной конструкцией, считался одним из лучших морских вокзалов на черноморском побережье и излюбленным местом отдыха горожан.
Руководителями порта были:
  1. Михаил Макалатия — с марта 1921 по сентябрь того же года
  2. Онисим Цанава — с сентября 1921 по декабрь того же года
  3. Тимот Габескирия — с декабря 1921 по ноябрь 1922г
  4. Василий Квачантиразде — с ноября 1922 по ноябрь 1923
  5. Василий Жоржолиани — с ноября 1923 по октябрь 1926
  6. Иване Габуния — с октября 1926 по октябрь 1928
  7. Соломон Садрадзе — с октября 1928 по январь 1932
  8. Феликс Спринквел — с января 1932 по апрель 1937
  9. Константин Реквава — с апреля 1937 по март 1968
  10. Георгий Ватаев — с марта 1968 по октябрь 1985
  11. Пётр Берая — октябрь 1985 по июль 1986
  12. Валерий Гегидзе — с августа 1986 по сентябрь 1997
Согласно официальным данным, в 1898 году в потийский порт вошли 103 иностранных парохода, 54 парусных суда, русских пароходов 785 и российских парусных судов 57 единиц. Всего — 999 судов грузовместимостью в целом 9546,51 пудов. В этот же период, вышло 991 судно грузовместимостью 2158573 пудов. В потийский порт вошло и вышло около 2000 судов, грузооборот которых составил 31 млн. пудов.
В 30е годы порт Поти по грузообороту занимал первое место в черноморском бассейне. В то время всеми портовыми операциями руководила тройка: Спринквел — Непомнящий — Болквадзе (Ф. С. Спринквел, чьи предки были итальянцы, родился и вырос в Грузии). Капитаном порта был Григорий Гочелейшили. С 1934г. секретарём райкома был Владимир Константинович Болквадзе, заместитель Дмитрий Порфириевичь Майок (украинец, жена — грузинка).
В 1982г. порт дал государству чистой прибыли 7400000 руб.
В конце восьмидесятых годов был открыт музей порта, основанный И. Коганом, в котором были собраны богатые фотоматериалы и множество экспонатов, освещающих его славную историю.
Сбылась мечта Нико Николадзе — порт Поти стал транспортным коридором между Азией и Европой.
«То спокойствие, та возможность мирного сосуществования, которые мы обрели под покровительством России, слишком большое приобретение, чтоб нам не дорожить им всеми силами души и нашего сердца. Эта вера в великодушное и бескорыстное заступничество России крепко коренится в грузине, и возникающее из этого чувство глубокой благодарности и представляет собою неиссякаемый родник, способный превратить ростки добрых чувств к России в роскошное древо жизни, осеняющее всё и вся своими раскинутыми ветвями...»
Илья Чавчавадзе
Эпилог

К сожалению, Поти, занимающий 60км2, несмотря на все свои красоты, на рубеже столетий по уровню благоустройства (улиц, парков, отсутствие набережной, пляжей, и т. п.) - на много отстаёт от других портовых городов, расположенных на побережье Чёрного моря. Это обусловлено не только возможностями бюджета. Следует разобраться в причинах возникающих проблем, и смело сказать в чём мы продолжаем ошибаться. Человек честный и мыслящий должен найти в себе мужество сделать соответствующий вывод из неверно сделанного шага.
«Высокая должность делает людей выдающихся ещё более выдающимися, а мелких ещё более мелкими» говорит знаменитый французский моралист Жан Лабрюйер.
Не должно быть на ответственных должностях людей, не соответствующих их способностям, и не справляющимися с возложенными на них обязанностями.
Если любишь свой город, и, чтобы заслужить право любить его — ты обязан учиться, созидать, трудиться, не проходить мимо брака. Каждый современный руководящий состав должен обладать порядочностью, политической зрелостью, компетентностью, талантом организатора.
Известный публицист, прозаик, лауреат Нобелевской премии Уилиям Фолкнер (США) задаётся вопросом: «Куда исчезло прошлое» и сам же отвечает - «а никуда — оно вечно с нами!»
Воистину, необходимо воспитывать в молодёжи национальную память.

Литература

  1. Джон Поркис «Греческая цивилизация» 2000г.
  2. Акакий Бакрадзе «Нико Николадзе» 2005г.
  3. Амиран Абшилава «Иду из Фазиси» 1986г.
  4. Григорий Москвич «Иллюстрированный практический путеводитель по Кавказу» Одесса — 1897г.
  5. Дневник Госсекретаря императора Александра III — А. А. Половцова, том I. 1883-1886гг.
  6. «История Всемирной Архитектуры» том 10, стр. 111
  7. Н. Сургучёв «Корабли возвращаются в строй» 1969г.
  8. Газета «Заря Востока» №№31, 32 1999г.
  9. Газета «Потийский Портовик» №12 1957г.
  10. Отар Чиковани «История осушения Колхидской низменности 1921-1941гг» 1982г.

Комментарии

  1. Спасибо Вам за честный рассказ об истории моего родного города. К сожалению, сегодня историю изучают либо в искаженном виде, либо не изучают вовсе.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Боржоми